Вы просматриваете раздел "Учитель Д.К."

ВВОДНОЕ РУКОВОДСТВО ПО МЕДИТАЦИИ

A. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

(Далее следуют выдержки из работ Алисы А. Бейли "От Интеллекта к Интуиции" и "Свет Души".)

Нынешний широкий интерес к предмету медитации свидетельствует о потребности в ней у людей во всем мире, и это следует воспринимать как должное. Обнаруживая массовую тенденцию к чему-либо, целенаправленную и устойчивую, можно смело утверждать, что она выльется именно в то, что необходимо человечеству в его эволюционном развитии.

С сожалением следует признать, что медитация довольно бездумно истолковывается некоторыми как "разновидность молитвы". Но мы можем наглядно продемонстрировать, что правильное понимание процесса медитации и его адаптация к нуждам современной цивилизации позволит найти решение по устранению пробела в нынешнем образовании и метод, с помощью которого будет устанавливаться факт существования Души, того живого "нечто", которое за неимением лучшего слова мы и называем "Душой".

Веками шло непрерывное поступательное развитие человеческого сознания, сохранялся устойчивый прогресс в познании природы и мира, в котором мы живём, а также росло понимание Целого, вплоть до нынешнего момента, когда весь мир стал связан воедино посредством радио, телефона, телевидения. Человек стал вездесущ, и в совершении этого явного чуда главным фактором является ум.

Мы вплотную приблизились к пониманию Законов, управляющих естественным миром, а также некоторых из тех, что управляют миром психическим. Нам ещё предстоит научное открытие и применение Законов так называемого Духовного царства. Пока только немногие смогли познать эти Законы и рассказать о них человечеству... Среди этих немногих в образе великих Знающих предстают Будда, Христос, Платон, Аристотель, Пифагор, Мейстер Экхарт, Якоб Бёме, Спиноза - список довольно длинный.

Мы начинаем задавать вполне уместный вопрос: разве не обрели уже многие тысячи людей способность координировать мозг, ум, Душу и таким образом проходить через портал ментального осознания в царство Света, интуитивного восприятия и мир причин? Знающие говорят, что это действительно так, и рассказывают нам о пути к этому достижению.

(От Интеллекта к Интуиции", стр. 180-181)

B. ВОПРОСЫ ПО СУЩЕСТВУ

Каковы цели медитации?

Целью медитации является контакт с Душой и, в итоге, - объединение с ней. Основная задача медитирующего состоит в том, чтобы во внешнем проявлении стать тем, кем он является во внутренней реальности. Благодаря практике медитации существующее у обычного человека отождествление с низшими аспектами личности уступает место отождествлению с Душой.

Через медитацию... раскрываются силы Души. Каждая оболочка, или проводник, через которые Душа выражает себя (на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях), несёт присущие ей и скрытые в ней потенциальные возможности, однако Душа, которая является источником этих качеств, обладает ими в самой чистой и наиболее утонченной форме...

Силы Души раскрываются нормальным и естественным образом. Происходит это не потому, что они желанны и их осознанно развивают, а потому, что когда Бог внутри берёт власть и устанавливает контроль над Своими телами, Его силы проявляются на физическом плане и потенциальные возможности Души проявляются при этом как познаваемые реалии...

...О них свидетельствуют мистики прошедших веков. Тот факт, что другие смогли достичь чего-либо, может вдохновлять и интересовать нас, но лишь в том случае, если мы сами предпринимаем необходимые усилия. Ибо процесс раскрытия мыслящего сознания должен быть инициирован и произведен самостоятельно.

Это подразумевает развитие ума как синтезирующего чувства и здравого смысла, и определяет его применение в мирах земной жизни, эмоций и мыслей. Это включает также его переориентацию, при желании, на мир Души и его способность выступать в качестве посредника между Душой и физическим мозгом.

Первое становится возможным благодаря разумным методам экзотерического образования и воспитания; второе - благодаря медитации, которая представляет собой высшую форму процесса образования.

( От Интеллекта к Интуиции, стр. 83-87)

Можно ли при желании овладеть техникой медитации и получить от неё пользу?

...С самого начала следует помнить, что само побуждение к медитации можно считать свидетельством зова Души на Путь Познания. Никогда не следует останавливать того, кому на первый взгляд не достает необходимых качеств. Многие из нас оснащены гораздо шире, мудрее и лучше, чем мы представляем себе. Все мы сразу же можем приступать к развитию способности сосредотачиваться, если хотим того.

Мы обладаем большими знаниями, силой ума, способностями, которые никогда не выходили из царства подсознательного в объективную действительность; тот, кто наблюдал воздействие медитации на начинающего, подтвердит справедливость этих слов...

Результаты первого этапа занятий медитацией - сосредоточения - часто просто удивительны. Люди "обретают" себя; они открывают в себе скрытые и до сих пор невостребованные способности и понимание; они развивают осознавание тонких феноменальных миров, которое для них сверхъестественно; они вдруг по-новому открывают для себя реальность существования ума и понимают, как могут им пользоваться, и постепенно им становится совершенно очевидным различие между познающим и инструментом познания.

Но одновременно отмечается чувство утраты. Прежние призрачные состояния покоя и блаженства, которые давали мистические молитва и медитация, исчезают; временно ощущается какая-то сухость, пустота, нехватка чего-то, и часто это оказывается самым мучительным. Подобное происходит от того, что центр внимания переводится от объектов чувств, сколь бы прекрасны те ни были.

Явления, о которых знает ум и которые он способен фиксировать, еще не открылись, а аппарат чувств уже не оказывает привычного воздействия на сознание. Это переходный период, который будет длиться до тех пор, пока стремящийся не начнёт ощущать влияние нового мира. В этом одна из причин необходимости проявления упорства и настойчивости в практике медитации, особенно на ранних этапах.

Одним из первых результатов медитации обычно бывает рост эффективности в делах повседневной жизни, будь то дома, на работе или в любой области человеческой деятельности. Использование ума в житейских заботах само по себе является упражнением в сосредоточении и приносит ощутимые результаты. Даже если мы не достигнем заключительного просветления в этом воплощении, практика сосредоточения и медитации многое даст нам, во многом обогатит нашу жизнь, значительно увеличит нашу эффективность и способности и расширит сферу нашего влияния.

...Любой человек, который уже не является чисто эмоциональной натурой, имеет достаточно приличное образование и готов усердно работать, может смело браться за освоение медитации. Он может приступить к организации своей жизни с целью предпринять первые шаги на пути к просветлению, и эта организация будет одним из труднейших шагов. Следует помнить, что первые шаги всегда трудны, поскольку приходится избавляться от многолетних привычек и ритмов. Но после того, как эта задача решена, работа значительно облегчается.

В итоге... получаем такой ответ на наш вопрос:

Во-первых, мы приняли гипотезу о существовании Души и том, что Душа может быть познана человеком, который способен развивать и контролировать свой ум.

Во-вторых, базируясь на этой гипотезе, мы начинаем координировать три аспекта низшей природы и объединяем ум, эмоции и физическое тело в одно организованное и всеобъемлющее Целое. А достигаем мы этого практикой сосредоточения.

В-третьих, при переходе сосредоточения в медитацию (что происходит а результате развития способности удерживать состояние глубокой сосредоточенности довольно длительное время) начинает ощущаться наложение на ум воли Души.

Постепенно между Душой, умом и мозгом устанавливается гармоничная связь. Сначала ум берёт под свой контроль мозг и эмоциональную природу, а затем и сам оказывается под контролем Души. Первая стадия является следствием сосредоточения, вторая - медитации.

По этой последовательности действий заинтересованный исследователь поймёт, что предстоит очень серьёзная работа и что прежде всего ему потребуется упорство... Организованность мыслительной жизни всегда и везде и практика сосредоточения, регулярная, ежедневная, по возможности в одно и то же время, вырабатывают твёрдую целеустремлённость, и это два основных условия успеха.

(Там же, стр. 199-206)

Обязательно ли для обращения к Душе удаляться в уединение?

Большинство из нас живёт в таких условиях, в которых совершенно невозможно достичь полного мира и покоя. Решение же кроется в правильном понимании нашей проблемы и в нашей привилегии демонстрировать новые аспекты старых истин.

Мы, на Западе, принадлежим к более молодой расе. На древнем, очень древнем, Востоке отважных первооткрывателей было довольно мало, все они искали уединения и, открыв для нас возможности, сохранили правила. Они успешно применяли этот метод до сегодняшнего дня, когда люди стали готовы двигаться вперёд уже группами, а не по одному или по два.

Время пришло. В условиях стресса... современной жизни... люди повсюду могут найти и находят в себе центр мира, могут войти и входят в то состояние безмолвного позитивного сосредоточения, которое позволяет им достичь той же самой цели, получить то же знание, вступить в тот же Свет, о которых свидетельствовали великие Сыны человечества.

Место для удаления в уединение обнаруживается в самом человеке. Местом безмолвия, где осуществляется контакт с жизнью Души, является та точка в голове, где соединяются Душа и тело... Те, кто в состоянии проявить достаточную целеустремлённость, способны когда угодно и где угодно удалить свои мысли в центр, расположенный в голове, где и проводится великая работа воссоединения.

(Там же, стр. 208-10)

Истинное сосредоточение произрастает из сосредоточенной, управляемой мыслью жизни, и самым первым шагом для стремящихся должна стать организация их повседневной жизни и наведение порядка в своих действиях, а также достижение целеустремлённого образа жизни. Это вполне возможно для каждого, кто желает достаточно сильно, чтобы прилагать необходимые усилия, и способен упорно добиваться результатов... Организовав и переустроив свою жизнь, мы испытываем на прочность свой характер и силу желания... Для целеустремлённого человека невыполнение своих обязанностей невозможно. Он будет стараться всё лучше и эффективнее исполнять свои обязанности по отношению к семье, друзьям и в профессиональной сфере...

(Там же, стр. 207)

C. ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА И ДЕЙСТВИЕ МЕДИТАЦИИ

Гипотеза, на которой основаны приводимые здесь теории, может быть выражена в следующих утверждениях:

Первое. Энергетический центр, через который работает Душа, расположен в верхнем мозге. Если медитация успешна, энергия Души поступает в мозг и оказывает определённое воздействие на нервную систему. Но если при этом ум не поставлен под контроль и доминирует эмоциональная природа (как в случае чистого мистика), то эффект медитации прежде всего скажется на аппарате чувств, на эмоциональных состояниях жизни.

Когда доминирующим фактором становится ум, начинается организованная активность аппарата мысли в верхнем мозге. Медитирующий обретает возможность мыслить ясно, комплексно, эффективно...

Второе. Низшие способности, скоординированные у человеческого существа высшего порядка, связаны с областью гипофиза. Именно здесь они координируются и синтезируются и - как уверяют нас авторитетные школы психологии и эндокринологии - с этой областью связаны эмоции, а также более конкретные аспекты ума (происходящие из расовых особенностей, унаследованных инстинктов и, следовательно, не требующие применения творческого, или высшего, ума)...

Третье. В случае, когда личность - совокупность физического, эмоционального и умственного состояний - более высокого уровня развития, у неё повышается эффективность гипофиза и становится очень мощной вибрация расположенного рядом энергетического центра. Следует отметить, что, согласно этой теории, у личности низкого уровня развития, реакции которой в основном инстинктивны, а ум практически бездействует, самым мощным является энергетический центр в области солнечного сплетения, а сам человек ещё является более животным по своей натуре.

Четвертое. Центр в области шишковидной железы и верхний мозг приводятся в активность благодаря развитию способности фокусирования внимания и сознания в голове.

Всякая активность различных каналов чувственного восприятия прекращается. Сознание реального человека более не стремится вовне по этим пяти каналам контакта. Над пятью чувствами доминирует шестое - ум, и всё сознание стремящегося вместе со способностями восприятия синтезируется в голове и направляется вовнутрь и вверх. Так подчиняется психическая природа, и сферой деятельности человека становится ментальный уровень. Этот процесс удаления, или абстрагирования, проходит следующие стадии:

1. Удаление физического сознания, или слухового, осязательного, зрительного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Их действие временно приостанавливается, а восприятие становится только ментальным, и на физическом уровне остаётся активным лишь сознание мозга.

2. Удаление сознания в область шишковидной железы, вследствие чего область осознания концентрируется между серединой лба и шишковидной железой.

Пятое. Когда это состояние достигнуто и стремящийся обрёл способность к фокусированию в голове, процесс абстрагирования приводит к следующему результату:

Пять чувств постепенно синтезируются шестым - умом, который становится координирующим фактором. Позже становится ясно, что аналогичную функцию имеет Душа. Между троичной личностью и Душой устанавливается непосредственная связь, и... со временем медитирующий перестаёт сознавать ограничения телесной природы, и Душа получает возможность через ум напрямую воздействовать на мозг. Сознание мозга со всеми своими реакциями на феноменальный мир, полностью, хотя и временно, остановленными, пребывает в состоянии позитивного восприятия.

Шестое. Высокоинтеллектуальная личность, фокусирующая своё внимание в области гипофиза, начинает вибрировать в унисон с высшим центром в районе шишковидной железы. При этом между аспектом позитивной Души и ожидающей личностью, которая становится восприимчивой благодаря процессу фокусирования внимания, образуется магнетическое поле. Тогда, как нам говорят, пробивается Свет, и перед нами предстаёт просветлённый человек, и мы говорим о появлении в голове феноменального Света.

Всё это является результатом дисциплинированной жизни и фокусирования сознания в голове. А это, в свою очередь, достигается попытками добиться сосредоточенности в повседневной жизни и специальными упражнениями по сосредоточению. За этим начинаются попытки собственно медитировать, и только позднее - значительно позднее - появляется способность созерцать.

Таково краткое обобщение механики процесса, вынужденно сжатое и неполное. Однако эти идеи следует рассматривать в порядке предварительной версии, пока не будет выработан разумный подход к занятиям медитацией...

Сформулировав и временно приняв нашу гипотезу, мы продолжаем работать до тех пор, пока она не перестанет подтверждаться или не ослабнет наше внимание к ней. Если несмотря на напряжённые размышления мы не можем найти подтверждения какой-то гипотезе, то это вовсе не значит, что она ошибочна.

Люди часто прекращают поиски в этой области из-за того, что им не достаёт настойчивости или они увлекаются чем-то ещё. Тем не менее мы полны решимости продолжать наше исследование и ждать, пока не оправдаются древние техники и формулы. Поэтому мы продолжаем исполнять первые требования и пытаемся жить в большей сосредоточенности ума и заниматься ежедневной практикой медитации и сосредоточения.

Если мы новички или обладаем неорганизованным умом, непостоянным, изменчивым и неспокойным, то придётся начать с упражнений по сосредоточению. Если же мы образованные интеллектуалы или обладаем сфокусированным вниманием, которое дается благодаря занятию бизнесом, тогда потребуется всего лишь переориентировать ум на новую область осведомленности и заняться собственно медитацией. Легко обучать медитации заинтересованного представителя делового мира.

(От Интеллекта к Интуиции, стр. 211-16)

D. НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

Время для медитации

Для медитации желательно отвести специальное время. Для начала вполне достаточно будет пятнадцати минут. Давайте будем откровенны сами с собой и назовем вещи своими именами. Ссылка на "нехватку времени" - это лишь неубедительная отговорка, свидетельствующая просто-напросто об отсутствии желания. Можно ли говорить о действительной заинтересованности, если человек не в состоянии выделять ежедневно по пятнадцать минут из тысячи четырехсот сорока минут, составляющих сутки?

Прежде всего, постараемся найти для занятий время, желательно в утренние часы. Это лучше, потому что, как только мы окунаемся в круговорот дня и в обычную суету жизни, ум погружается в состояние интенсивной вибрации; но совсем другое дело, если день начнётся с медитации, пока ум пребывает в относительном спокойствии и может быть быстрее настроен на более высокие состояния сознания.

Опять же, если мы начнём день, фокусируя внимание на духовном, на целях Души, то проживём этот день иначе. Если это войдёт в привычку, то скоро изменится наша реакция на повседневные дела, а мы начнём мыслить теми же категориями, что и Душа. Этот процесс подтверждает закон, согласно которому "как человек помышляет... таков он и есть".

Место для медитации

Следующая задача состоит в том, чтобы найти спокойное место, где нам никто не будет мешать. Спокойное не смысле "тихое", ибо мир наполнен звуками, но место, где никто не будет отвлекать нас своими обращениями.

Стремящиеся практиковать медитацию жалуются иногда на то, что им мешают семья или друзья. В большинстве случаев они сами в этом виноваты. Люди слишком много говорят. Никого не касается, чему мы уделяем по утрам пятнадцать минут, и совсем не обязательно рассказывать об этом своим домашним или требовать от них соблюдения тишины, потому что нам нужно медитировать.

Если не удается улучить момент для утренней медитации из-за семейных обязанностей, постараемся найти немного времени позже в течение дня. При достаточно сильном желании всегда можно найти выход из трудного положения без ущерба для выполнения нашего долга и обязанностей. В крайнем случае всегда можно встать утром на пятнадцать минут раньше.

(От Интеллекта к Интуиции, стр. 216-18)

E. ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Поза

Определившись с местом и временем, мы расположимся на удобном стуле и начнём медитировать. Но вот вопрос: как правильно сидеть? Что лучше: сидеть со скрещенными ногами, стоять на коленях или же просто сидеть или стоять? Наиболее простое и естественное положение всегда самое лучшее.

Поза со скрещенными ногами всегда была и по сей день остаётся широко распространённой на Востоке; она описана во множестве книг. Некоторые позы связаны с собственно нервами и той более тонкой структурой нервов, которую индусы называют "нади" и которая является эфирной основой того, что на Западе называют нервной системой.

Проблема с выбором позы заключается в том, что ведёт к двум довольно нежелательным следствиям. Во-первых, ум сосредотачивается на механике процесса, а не на его цели; и, во-вторых, нередко появляется упоительное чувство превосходства, основанное на нашем стремлении сделать нечто, что не под силу большинству и что выделяет нас как потенциально знающих. При этом нас увлекает форма медитации; вместо истинного "Я" мы обращаемся к "не-Я".

Давайте же выберем такую позу, которая позволит нам как можно быстрее забыть о том, что у нас есть физическое тело. Для жителя Запада это, вероятно, будет положение сидя. Главные требования - сидеть прямо, не изгибая позвоночника, расслабившись (но не сутулясь), чтобы нигде в теле не ощущалось напряжение, и опустив подбородок таким образом, чтобы снять напряжение мышц шеи. Медитация - это внутреннее действие, которое может быть успешным только после того, как тело примет правильное положение, расслабится и будет забыто.

Дыхание

Достигнув физического комфорта, расслабившись и оставив заботы о теле, мы обращаем внимание на дыхание и стараемся сделать его спокойным, равномерным и ритмичным.

Здесь необходимо сделать предостережение относительно практики дыхательных упражнений, которое не касается тех, кто первые годы посвятил освоению правильных методов медитации и очищению телесной природы. В древних учениях Востока контроль за дыханием разрешался лишь после того, как первые три "средства к единению", как их называли, отчасти уже проявлялись в жизни; да и после этого - только под строгим наблюдением.

Практика дыхательных упражнений не имеет никакого отношения к духовному развитию. Она в основном связана с развитием физическим и может привести к серьёзным последствиям. В прежние времена учителя специально отбирали людей для этой формы обучения, которая начиналась лишь после того, как был достигнут определённый контакт с Душой, чтобы таким образом помочь ей направлять вызванные дыханием энергии на достижение её целей и на служение миру.

Поэтому нам остаётся лишь проследить за тем, чтобы наше дыханием стало спокойным и ритмичным, а затем оставить все мысли о теле и приступить к сосредоточению.

Визуализация и творческое использование воображения

Следующей ступенью в практике медитации является использование воображения. Мы представляем себе троичного низшего человека, выровненного, или находящегося в прямой связи, с Душой. Для этого существует много способов. Мы называем это визуализацией. Оказывается, что визуализация, воображение и воля являются тремя очень важными факторами всякого творческого процесса и представляют собой субъективные причины многих наших объективных проявлений.

Вначале визуализация является в основном экспериментом, проводимым для подтверждения веры. В процессе мышления мы приходим к пониманию того, что как внутри, так и вне всех проявленных объектов находится Идеальный Объект, или Идеальная Модель, которая стремится к проявлению на физическом плане. Практика визуализации, воображение и использование воли рассчитаны на ускорение проявления этого Идеала.

Визуализируя, мы исходим из высших доступных нам представлений о том, каким должен быть этот Идеал, в какой вид материала может быть облачен, и выбираем обычно ментальный, поскольку пока не в состоянии вообразить более высокие формы, или типы, субстанции, в которую можем облачить свои Образы.

Когда мы "рисуем" себе мысленную картину, ментальная субстанция нашего ума принимает определенный уровень вибрации, который привлекает к ней ментальную субстанцию именно такого вида, в какую погружен ум. Прочно удерживает этот образ и даёт ему жизнь воля. Этот процесс продолжается независимо от того, способны ли мы уже видеть это ментальным оком или нет. И не важно, если нет, поскольку творческая работа идёт точно так же. Похоже, что когда-нибудь мы сможем следить за всем этим процессом и сознательно управлять им.

Начинающие либо представляют себе три тела (три аспекта природы формы), связанные с сияющим телом света, либо представляют три центра вибрирующей энергии, стимулируемые более высоким и мощным центром. Другие представляют Душу в виде силового треугольника, связанного с треугольником низшей природы "серебряной цепочкой", о которой упоминается в христианской Библии, сутратмой, или нитью Души, восточных Писаний или "линией жизни" других школ мысли. Третьи предпочитают мысль об объединённой личности, ставшей единой с вечно сущей внутри Божественностью, Христом в нас, надеждой славы.

Относительно неважно, какие образы мы представляем себе, при условии, что начинаем мы с основной идеи о "Я", стремящемся к контакту и использованию "не-Я" в качестве инструмента в мире человеческого выражения, или, наоборот, с мысли о том, что "не-Я" побуждается устремиться к источнику своего существования. Представив всё это, мы можем продолжать медитацию. Физическое тело, а затем и природа желания опускаются ниже уровня сознания, а мы сосредотачивается в уме и пытаемся подчинить его своей воле.

Сосредоточение

Именно в этот момент мы сталкиваемся с проблемой. Ум не хочет фиксироваться на избранной нами для размышления мысли и, как правило, сам пытается найти тему для размышления. Вместо того, чтобы быть сосредоточенными на "мысли-семени", мы начинаем думать о том, что будем делать сегодня; вспоминаем о том, что обязательно должны поговорить с кем-то или ещё о каких-то неотложных делах; или начинаем думать о своих любимых и тут же вновь скатываемся в мир эмоций; и все приходится начинать сначала.

Собравшись с мыслями, мы начинаем сосредотачиваться снова и добиваемся большего успеха, но лишь на полминуты, а потом вдруг вспоминаем о назначенной кому-то встрече или о какой-то работе, которую кто-то выполняет для нас, и, вновь оказавшись в мире умственных реакций, забываем об избранном нами направлении мысли. Снова мы собираем свои разбегающиеся мысли и возобновляем свой нелёгкий труд по укрощению своенравного ума. Только благодаря упорной практике у нас наконец вырабатывается способность удерживать ум на одной мысли более или менее продолжительное время.

Как же это достигается? Следование установленной форме или схеме в медитации автоматически устанавливает для ума "кольцо-не-преступи" и как бы говорит ему: "Лишь в этих пределах и не дальше". Мы специально и осознанно установили такие ограничения для своей умственной деятельности, поэтому, как только выходим за них, то сразу же замечаем это. Мы знаем теперь, что должны вернуться за спасительный рубеж, который сами для себя определили.

Для серьёзно интересующихся ниже описана форма медитации, предназначенная для развития способности к сосредоточению.

(От Интеллекта к Интуиции, стр. 118-27)

F. ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ

Стадии

  1. Добиться физического комфорта и контроля.
  2. Добиться равномерности и ритмичности дыхания.
  3. Приступить к визуализации низшего троичного "я" (физического, эмоционального и ментального), как
  1. находящегося в контакте с Душой;

  2. в виде канала для энергии Души через посредство ума, напрямую в мозг. Оттуда Душа может контролировать физический механизм.

  1. Провести определенный акт сосредоточения, требующий волевого усилия. Он заключается в попытке твёрдо удерживать ум на осмыслении определенной формы слов, но так, чтобы до сознания доходил их смысл, а не просто слова или тот факт, что мы пытаемся медитировать.

  2. Теперь, сфокусировав внимание, скажите:

    "Ярче Солнца, белее снега, тоньше эфира сияет моё "Я", Дух во мне. Я и есть это "Я". Это "Я" есть я сам".

  3. Сосредоточьтесь на словах: "Ты, Господи, видишь меня". Не допускайте отвлечений ума от сосредоточения на смысле, значении и важности этих слов.
  4. Неторопливо завершите процесс сосредоточения и произнесите следующее заключительное утверждение, вдумываясь в его смысл:

"Есть мир, который превосходит всякое понимание; он пребывает в сердцах тех, кто живет в Вечности. Есть сила, которая обновляет всё; она появляется и раскрывается в тех, кто знает "Я" как Единство".

Это, безусловно, медитация для начинающих. В ней есть несколько основных моментов, где задействован процесс сосредоточения и фокусирования внимания.

(Там же, стр. 228-29)

Следование такой форме медитации, как правило, обязательно в течение нескольких лет, до тех пор пока не будет обретен навык, хотя и те, у кого есть наработанная практика, и даже те, кто достиг стадии созерцания, довольно часто проверяют себя, используя форму медитации, для того чтобы убедиться, что они не начинают скатываться назад в негативное эмоционально-спокойное состояние.

(Там же, стр. 227)

Существует немало других схем медитации, которые дают те же результаты, и гораздо больше - для продвинутых практиков. Есть медитации, рассчитанные на определенную категорию людей и дающие специфические результаты; однако они не могут быть представлены здесь. Мы можем дать лишь безопасную и обобщенную форму медитации.

Тем не менее в каждой из них главное - активно занять ум идеями, а не усилием по сосредоточению. За каждым произносимым словом и каждым следующим этапом должны стоять воля к пониманию и целенаправленная ментальная активность.

На шестой стадии, где идёт медитация над определёнными словами, в которых скрыта истина, ничто не должно происходить автоматически. Ритмично повторяя одни и те же слова, очень легко загипнотизировать самого себя. Известно, что Теннисон вводил себя в возвышенное состояние многократным повторением собственного имени. Это, однако, не является нашей целью. И транс, и автоматизм одинаково опасны.

Безопасный способ - это интенсивная умственная деятельность, ограниченная областью идей, заключённых в "мысли-семени" или объекте медитации. Это позволяет исключить все посторонние мысли, кроме тех, что содержатся в ключевых словах.

Вот что предлагает находящимся в замешательстве начинающим, которые обескуражены своей неспособность мыслить таким образом, Алиса А. Бейли:

"Представьте, что вам нужно прочитать лекцию об этих словах. Теперь представьте, что составляете тезисы, с которыми будете выступать. Ведите свой ум с этапа на этап, и вы увидите, что вот уже пять минут ваше внимание ни на что не отвлекается, так вам интересно".

Это надёжный метод для начинающего. Мыслящие учащиеся могут придумать и другие методы. Существуют целые миры мысли, в которых по желанию (заметьте эти слова) может странствовать ум, при условии, что эти миры связаны с "мыслью-семенем" и имеют определённое отношение к избранной нами для сосредоточения идее. Очевидно, что каждый человек будет следовать склонности своего ума - художественной, научной, философской, - то есть пойдёт по пути наименьшего сопротивления.

(Там же, стр. 229-32)adapted

G. МЕТОД МЕДИТАЦИИ РАДЖА ЙОГИ

(Советы начинающим)

Патанджали свел воедино учения, которые многие века до него передавались исключительно в устной форме. Он первым, для пользы учащихся, изложил учение в письменной форме и потому считается основоположником Школы Раджа Йоги.

Дата рождения Патанджали неизвестна, и по этому поводу ведется множество дискуссий. Большинство западных авторитетов придерживаются мнения, что она находится между 820 и 300 годами до Р. Х., хотя один или двое помещают ее после Рождества Христова. Однако индусские авторитеты, которых можно считать кое-что знающими по этому вопросу, придерживаются гораздо более ранней даты, вплоть до 10000 лет до Р. Х.

Система, однако, применялась с самого начала существования Арийской расы. Йога Сутры являются базовым учением Транс-Гималайской Школы, к которой принадлежат многие Учителя Мудрости, и большая часть учащихся полагает, что школа Ессеев, как и другие школы мистических занятий и мистической мысли, тесно связанные с основателем Христианства и ранними христианами, основываются на той же самой системе и что их наставники подготавливались в великой Транс-Гималайской Школе.

(Свет Души, стр xv)

Этот первый шаг - одна из труднейших стадий медитативного процесса и предполагает способность постоянно, без перерывов возвращать ум назад к избранному стремящимся “объекту” сосредоточения. Сами стадии сосредоточения отчетливо разграничиваются и формулируются следующим образом:

  1. Выбор определенного “объекта” сосредоточения;
  2. Удаление ума-сознания от периферии тела, для того чтобы каналы внешнего восприятия и контакта (пять чувств) успокоились и сознание не было более направлено вовне;
  3. Сосредоточение сознания и его удержание в голове, в точке между бровями;
  4. Задействование ума, или умение обратить пристальное внимание на избранный объект сосредоточения;
  5. Визуализация этого объекта, восприятие его образа и логическое размышление о нем;
  6. Расширение ментальных концепций, которые формируются от конкретных и частных - к общим и универсальным, или космическим;
  7. Попытка проникнуть к тому, что скрыто за рассматриваемой формой, или постичь идею, ответственную за существование этой формы.

Этот процесс постепенно расширяет сознание стремящегося, позволяя ему проникнуть от формальной к жизненной стороне проявления. Однако начинать он должен с формы, или “объекта”. Объекты сосредоточения бывают четырех видов:


  1. Внешние объекты, такие как образы божества, картины или формы в природе;
  2. Внутренние объекты, такие как центры эфирного тела;
  3. Качества, такие как различные достоинства, с намерением пробудить желание добиться их раскрытия, чтобы включить их в содержание своей жизни;
  4. Ментальные концепции, или те идеи, которые воплощают идеалы, скрытые за всеми оживляемыми ими формами. Они могут восприниматься в виде символов или слов.

(Там же, стр. 243-45)

Осознание необходимости иметь “объекты” для сосредоточения - вот что порождает потребность в образах, священных скульптурах и картинах. Все эти объекты задействуют низший конкретный ум, что является необходимой предварительной стадией. Их использование приводит ум в контролируемое состояние, в котором стремящийся может делать только то, что решил. Четыре вышеупомянутых вида объектов постепенно ведут стремящегося вовнутрь, помогая ему переместить сознание с плотного физического плана в эфирный мир, оттуда - в мир желаний, или эмоций, и далее - в мир ментальных идей и концепций.

Этот происходящий в мозге процесс приводит всего низшего человека в состояние однонаправленного, сконцентрированного внимания, сосредоточивая все части его природы на достижении фиксированного внимания, или концентрации всех ментальных способностей.

Ясное, однонаправленное, неотрывное, спокойное восприятие объекта, когда в сознание не допускаются никакие другие объекты или мысли, - это труднейшее из достижений, и когда оно может длиться в течение 12 секунд, то достигается истинное сосредоточение.

Медитация - это всего лишь продление состояния сосредоточения, и она вырастает из той легкости, которой достигает человек, научившись “фиксировать ум” по своему выбору на любом отдельном объекте. Медитация подчиняется тем же правилам и условиям, что и сосредоточение, и единственным отличием между ними является фактор времени.

(Там же, стр. 246-47)

H. НЕОБХОДИМОСТЬ ОСТОРОЖНОСТИ В МЕДИТАЦИИ

Энергия следует за мыслью

В основе всей медитативной работы лежит древний фундаментальный Закон, сформулированный много веков назад в Индии, который гласит, что "энергия следует за мыслью". Энергия льется из царства идей (или знания Души)... Она постепенно просачивается в умы людей, и благодаря ее влиянию появились все современные передовые движения, все организации, действующие ради общего блага и группового совершенствования, все религиозные концепции и всё внешнее знание о Причинах, порождающих объективную реальность...

Каждую форму, будь то швейная машина, социальный порядок или солнечная система, можно считать материализацией мысли какого-либо мыслителя или группы мыслителей. Это форма творческой работы,... а всякая работа сводится к работе с энергией того или иного вида. Поэтому изучающие медитацию должны помнить, что они всегда работают с энергиями и что эти различные энергии оказывают определённый эффект на природу формы.

Очевидно, поэтому, что тот, кто учится медитировать, должен пытаться сделать следующее:

Во-первых, он должен научиться "проникать" в собственный ум и правильно интерпретировать то, что... видит и с чем соприкасается, а затем точно и правильно передавать это внимающему и восприимчивому мозгу.

Во-вторых, он должен изучить природу энергий,... с которыми контактирует, и научиться правильно использовать их. Вот практический пример. Мы охвачены гневом или раздражением и инстинктивно начинаем кричать. Почему? Потому что оказались во власти эмоциональной энергии. Но научившись контролировать энергию произносимого слова, мы начинаем овладевать и таким видом эмоциональной энергии, как гнев.

К двум этим идеям - о правильной интерпретации (с последующей правильной передачей) и о правильном использовании энергии - сводится весь смысл процесса медитации. Понятно также, в чём проблема учащегося и почему все мудрые наставники обучающие медитации требуют от своих учеников осторожности и неторопливости в работе.

(От Интеллекта к Интуиции, стр. 240-42)

Необходимость различения

...Учащимся придётся научиться различать между сферами осведомленности, которые могут открываться им по мере появления у них большей чувствительности к впечатлению. Давайте ненадолго остановимся на некоторых феноменах низшего ума, которые с таким постоянством неправильно истолковываются учащимися.

Например, они видят, как их восторженно встречает Христос или другая Великая Душа, являясь им в медитации, улыбается им и говорит: "Радуйтесь. Вы достигли больших успехов. Вы избраны и вам откроется истина" или нечто подобное... Но что же произошло на самом деле? Неужели учащийся действительно увидел Христа?

Здесь уместно вспомнить трюизм о том, что "мысли материальны" и что все мысли принимают форму... Сила творческого воображения ещё только начинает ощущаться, и мы вполне можем увидеть именно то, что хотим увидеть, даже если увиденное не соответствует реальности. Желание и напряжённые усилия стремящегося добиться успеха открывают ему психический план, план пустых фантазий, желаний и их иллюзорного исполнения.

На плане иллюзии в избытке находятся в том числе и такие мыслеформы, которые веками создавались мыслями людей, наполненными любовью. Медитирующий, действуя через психическую природу (составляющую для большинства линию наименьшего сопротивления), сталкивается с такой мыслеформой, ошибочно принимает её за реальность и воображает, что слышит от неё всё то, что он или она хотели услышать... Начиная медитировать, мы все рискуем впасть в подобное заблуждение, если не подключаем свой различающий ум, если имеем затаённую жажду духовного возвышения или страдаем комплексом неполноценности, от которого необходимо избавляться...

Каждому, кто учится медитации, всегда следует иметь в виду, что все знания и наставления передаются его уму и мозгу его собственной Душой. Именно Душа освещает Путь. Учителя и Наставники человечества работают через Души,... поэтому первейшим долгом каждого стремящегося должно быть безупречное выполнение медитации, служение и дисциплина, а не установление контакта с Великими Душами. Это, конечно, не так интересно, зато позволяет избежать иллюзии. Если поступать подобным образом, то высокие результаты придут сами собой.

Если же, всё-таки, учащийся получит какое-то видение или явится ему некая сущность и станет говорить банальности, он воспримет это так же, как воспринял бы в бизнесе или в обычной жизни, если бы кто-то пришёл к нему и начал говорить... "На тебя возложена великая работа, ты превосходно действуешь. Мы знаем, наблюдаем и т.д. и т.п." Он бы, наверно, просто рассмеялся и продолжил бы свои текущие дела и обязанности.

(Там же., стр. 243-48)

...Первым миром, с которым контактирует стремящийся, как правило, становится мир психический, который является миром иллюзии. Этот мир имеет своё предназначение, и вступление в него даёт очень ценный опыт при условии, что соблюдается правило любви и бескорыстия, а все контакты в нём контролируются различающим умом и обычным здравым смыслом... Полезно отметить то, что видишь и слышишь, но сразу забыть всё это и ждать того времени, когда мы начнём осваивать Царство Души. Ведь тогда мы уже не будем придавать значения подобным вещам.

(Там же., стр. 253-54)

Вдохновенные писания

Ещё одним следствием медитации, и весьма распространённым в настоящее время, является безудержный поток так называемых вдохновенных писаний, которые появляются повсюду с самыми высокими притязаниями... Они диктуются из самых разных внутренних источников. Они необычайно похожи, передают дух замечательного устремления, но не сообщают ничего нового, а лишь повторяют то, что уже неоднократно говорилось прежде; они изобилуют мыслями и фразами, которые тут же заставляют вспомнить писания мистиков или христианское учение; в них даже можно найти пророчества о будущих событиях (обычно предвещающие всякие ужасы и несчастья и редко, если вообще когда-нибудь, что-то хорошее)...

Но как (можно услышать всё тот же упрямый вопрос) отличить настоящие вдохновенные писания знающего истину от той массы литературы, которая сыплется сегодня на головы общественности?

...Истинно вдохновенное писание будет совершенно лишено личностного духа, оно будет наполнено любовью и не будет иметь ни малейшего намёка на ненависть и расовые предрассудки, оно будет передавать определённое знание и иметь в себе некую авторитетность, взывающую к интуиции, оно будет отвечать закону соответствий и не противоречить картине мира, но главное, оно будет отмечено печатью Божественной Мудрости и будет вести человечество чуть вперёд...

У истинных служителей человечества и тех, кто благодаря медитации вступил в контакт с миром Души, нет времени на банальности; ...их не интересует доброе мнение о себе кого бы то ни было, будь он воплощён или развоплощён, - они ищут одобрения лишь собственной Души и больше всего интересуются первопроходческой работой в мире. Они не делают ничего, что разжигало бы ненависть, способствовало обособлению или сеяло страх... Куда бы они ни направились, они будут распространять энергию любви, будут учить братству в его истинной широте, а не исповедовать систему, в которой братство существует лишь для немногих, оставляя остальных за его стенами.

Во всех людях они будут видеть сынов Божиих...; никакая раса для них не будет лучше другой, хотя они признают эволюционный план и задачу, которую каждая раса должна решать. Коротко говоря, они занимаются построением людских характеров и не тратят своё время на низвержение личностей и на возню со следствиями и результатами. Они действуют в мире причин и провозглашают принципы.

(Там же, стр. 248-53)

Проблемы перевозбуждения

Часто учащиеся сетуют на перевозбуждение и на такое количество энергии, с каким они не в состоянии совладать. Они говорят нам, что когда пытаются медитировать, то у них появляется желание разрыдаться или они испытывают сильное беспокойство. У них бывают периоды интенсивной активности, когда они бегают туда-сюда в своём служении, что-то говорят, пишут и делают... Другие жалуются на боли в голове или сердце сразу после медитации или на неприятные вибрации во лбу или горле. Они не могут спать так же крепко, как бывало прежде.

На самом деле они перевозбуждены... Это симптомы начинающего в науке медитации, к которым надо отнестись внимательно. При правильном подходе они скоро исчезнут, но если их проигнорировать, то приведут к негативным последствиям. Серьёзный и заинтересованный стремящийся на этом этапе... так жаждет овладеть техникой медитации, что игнорирует данные правила... несмотря на слова учителя или полученные предупреждения.

Вместо того, чтобы твёрдо придерживаться положенных пятнадцати минут,... стремящийся пытается ускорить развитие и медитирует тридцать минут. Вместо того, чтобы следовать схеме, которая полностью рассчитана на пятнадцать минут, он старается продолжать концентрацию как можно дольше,... забывая, что на данном этапе подготовки он должен учиться сосредоточению, а не медитировать. Результатом становится нервное расстройство или период бессонницы, вина возлагается на учителя, а наука объявляется опасной. Однако во всём виноват только сам медитирующий. При появлении какого-либо из этих основных симптомов медитацию следует на время прекратить или сократить...

У представителей ментального типа или у тех, кто уже обрёл способность "концентрации сознания" в голове, перевозбуждаются клетки мозга, вызывая головные боли, бессонницу, ощущение давления или беспокоящую вибрацию между глазами или на макушке, или в затылке. Иногда они видят яркий свет, подобный внезапной вспышке молнии или электричества, когда закрывают глаза, а также в темноте и при свете.

В этом случае следует сократить продолжительность медитаций с пятнадцати до пяти минут или проводить её через день до тех пор, пока клетки мозга не приспособятся к новому ритму и повышенной стимуляции. При разумном подходе причин для беспокойства нет...

У представителей эмоционального типа негативные симптомы сначала обнаруживаются в области солнечного сплетения. Такие учащиеся склонны к раздражению, тревоге, беспокойству и, что особенно касается женщин, к слезливости. Иногда проявляется тенденция к тошноте, так как существует тесная связь между эмоциональной природой и желудком, что подтверждается частыми примерами появления тошноты в моменты шока, испуга или сильных эмоций. Здесь рекомендуются те же правила, что и в предыдущих случаях: здравый смысл и осторожная, сокращённая практика медитации.

Обострение чувствительности

Стоит отметить ещё один результат перевозбуждения, а именно повышение чувствительности. Чувства работают с перегрузкой, и все их реакции обостряются. Люди "перенимают" состояния - и физические, и психические - тех, с кем они живут, и оказываются "широко открытыми" для мыслей и настроений других.

Средство от этого состоит не в сокращении продолжительности медитаций, которые должны проводиться согласно намеченному курсу, а в повышении ментального интереса к жизни, к миру мысли. Нужно найти предмет, который способствовал бы развитию умственных способностей... Повышенное внимание к жизни и её проблемам и какое-нибудь серьёзное занятие для ума помогут решить эту проблему... Развитие всегда должно быть равномерным, и рост духовной жизни должен сопровождаться подготовкой ума.

(Там же, стр. 254-57)

Сексуальная стимуляция

...Очень у многих, особенно у мужчин, когда они начинают медитировать, даёт о себе знать животная природа. Они обнаруживают у себя неуправляемые желания наряду с психологическими трудностями, которые сильно беспокоят и обескураживают их. У человека с высокими устремлениями и большой жаждой духовной жизни могут проявляться, если они еще не взяты под контроль, аспекты его животной природы.

Энергия, которая высвобождается в медитации, протекает через его механизм и стимулирует весь сексуальный аппарат. Слабое место всегда будет обнаружено и подвергнется стимуляции. Средство здесь можно обобщить в таких словах, как контроль мысленной жизни и трансмутация...

Согласно восточным учениям, энергия, обычно направляемая на поддержку сексуальной жизни, должна быть поднята и направлена в голову и горло, особенно в последнее, поскольку там, как нам говорят, расположен центр творческой работы. На западном языке это значит, что мы должны научиться трансмутировать энергию, которая используется в процессе воспроизводства или в сексуальных фантазиях, и обратить её в литературное или художественное творчество или в какой-либо вид групповой деятельности...

Трансмутация, безусловно, не означает полное прекращение активности или остановку функционирования какого-либо уровня сознания ради высшего. Но она представляет собой правильное использование различных аспектов энергии там, куда считает нужным направить их истинное "Я" ради достижения целей эволюции и содействия Плану...

Стремящийся к жизни духа следует не только законам духовного царства, но и законным обычаям века и времени. Повседневная физическая жизнь ведётся, поэтому, так, что стремящийся предстаёт миру как нравственный, честный и порядочный человек. Семья, построенная на правильных и счастливых отношениях между мужчиной и женщиной, на взаимном доверии, сотрудничестве и понимании, семья, в которой на переднем плане стоят принципы духовной жизни, будет самой лучшей помощью миру в настоящее время.

(Там же, стр. 259-61)

Медитация на центры

Стоит также... указать на те опасности, которым подвергаются многие из тех, кто принимает советы учителей своим ученикам "сидеть ради развития". В этом случае их учат медитировать на энергетические центры, обычно на солнечное сплетение, иногда на сердце, но, что достаточно странно, никогда - на голову.

Медитация на центры основана на Законе, согласно которому "энергия следует за мыслью", и направлена на непосредственную стимуляцию этих центров и вытекающее проявление характерных свойств, за которые эти фокусные точки, расположенные во всём теле, отвечают. Поскольку большинство людей функционируют за счёт энергий, собранных под диафрагмой (то есть сексуальных и эмоциональных), то стимуляция их крайне опасна.

Зная об этом, стоит ли рисковать?... Почему бы не научиться действовать как духовный человек из той точки, что так замечательно названа восточными писателями "троном между бровями", и из этого возвышенного места контролировать все аспекты низшей природы и управлять повседневной жизнью согласно заповедям Божиим.

(Там же, стр. 261-62)

Необходимость здравого смысла

Опасности медитации обусловлены, главным образом, нашими добродетелями, в чём и состоит основная трудность. Опасность, как правило, заключается в том, что принятая нами прекрасная ментальная концепция превосходит возможности низших проводников, особенно плотного физического,... и изучающему оккультизм абсолютно необходимо - в качестве одного из основных своих качеств - иметь здравый смысл и хорошее чувство соразмерности, позволяющие с надлежащей осторожностью соотносить выбираемые методы с реально существующим положением дел. Вот что, поэтому, можно порекомендовать тому, кто серьёзно и искренне приступает к оккультной медитации:

  1. Познавать себя.
  2. Продвигаться неспешно и осторожно.
  3. Всегда помнить о том, что впереди вечность и что только построенное без спешки пребудет вовек.
  4. Соблюдать регулярность.
  5. Всегда сознавать, что в жизни экзотерического служения должны появляться истинно духовные результаты.
  6. Точно так же помнить, что психические феномены никоим образом не являются признаком успешной медитации.

Результаты увидит мир и будет судить о них лучше, чем сам учащийся. Но главное, о них узнает Учитель, ибо на каузальных уровнях они видны Ему задолго до того, как сам человек ощутит какой-либо прогресс.

(Письма об оккультной медитации, стр. 93-94)


КТО? ЗАЧЕМ? | НОВОСТИ | УЧИТЕЛЬ Д.К. | УЧИТЕЛЯ МУДРОСТИ | БИБЛИОТЕКА | КОНТАКТЫ

Если у Вас есть вопросы, предложения или рекомендации пишите пожалуйста на адрес witchlab@land.ru
Оставляйте сообщения в гостевой книге или форуме.

Web-site by © Witch lab

Сайт создан в системе uCoz